(МЛО) предназначен для изучения адаптационных возможностей
индивида на основе оценки некоторых психофизиологических социально-психологических
характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического
и социального развития.
Используется для решения задач профессионально-психологического отбора
и психологического сопровождения профессиональной деятельности военнослужащих.
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) рассчитан на использование
специалистами с различным уровнем специальной подготовки: командирами,
офицерами по работе с личным составом, психологами, психофизиологами
и психиатрами. В зависимости от подготовки пользователя результаты тестирования
по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений ("годен-не
годен") до подробной личностной характеристики. Теоретической основой
теста является представление об адаптации как о постоянном процессе
активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего
все уровни функционирования человека. Процесс адаптации чрезвычайно
динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и
субъективных условий: функционального состояния, социального опыта,
жизненной установки и др. Однако можно выделить ряд личностных характеристик,
которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют
успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельности. На
основании анализа литературных данных и мнения специалистов-экспертов
в области психодиагностики, а также по результатам экспериментальных
исследований к таким характеристикам могут быть отнесены: уровень нервно-психической
устойчивости и поведенческая само регуляция, коммуникативные качества,
степень ориентации на общепринятые морально-нравственные нормы поведения.
Каждый человек по разному относится к одним и тем же событиям, а один
и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную
ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций
индивида, который будет соответствовать представлению о психической
норме, а также можно определить некоторый "интервал" отношений
человека к тому или иному явлению, касающийся прежде всего категорий
общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных
норм. Степень соответствия этому "интервалу" психической и
социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса
социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный
потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического
развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно .получить,
оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности
и уровень моральной нормативности. Поведенческая регуляция - это понятие,
характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие
со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических,
динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами
поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической
устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки)
со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не
являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение
потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания,
"я-концепции" и др. Поэтому система регуляции-это, сложное,
иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс
и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения. Другой характеристикой,
определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации
и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного
адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека.
Поскольку человек практически всегда находится а социальном окружении,
его деятельность сопряжена с умением строить отношения с другими людьми.
Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания
с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием
опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтное. Не менее важной
стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения,
обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую
для него определенную социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие
уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента
процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм поведения
и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.